Скучно, честно, предсказуемо: как прошел третий день голосования в Ярославской области
Уведомление: автор текста Екатерина Винокурова, будучи членом Совета при президенте России по правам человека и развитию гражданского общества,
Объективно не хватало пирожков.
Уведомление: автор текста Екатерина Винокурова, будучи членом Совета при президенте России по правам человека и развитию гражданского общества, присутствует на выборах в Ярославской области в качестве общественного наблюдателя.
Третий день выборов в Ярославской области не принес ни нарушений, ни неожиданностей, ни общественного интереса.
В результате победу в борьбе за пост главы региона одержал Михаил Евраев, что ни для кого не стало неожиданностью. Самовыдвиженец набрал 82,31% голосов — их отдали 217 995 избирателей.
На втором месте оказался первый секретарь ярославского обкома КПРФ Михаил Парамонов, который смог мобилизовать только 16 263 сторонника. За этого кандидата проголосовали 6,14%.
Далее в итоговой таблице идет Владимир Смирнов от ЛДПР с 4,17% или 11 055 голосами.
Игорь Милорадов от «Коммунистов России» набрал 3,42% (9 059).
Представитель «Пенсионеров России» Константин Тукеев получил поддержку 2,09% — 5 538 человек отдали свое предпочтение именно ему.
По данным областной избирательной комиссии, явка составила 26,65%. Дистанционно проголосовали 32 616 человек — 89,53% от общего количества заявившихся на электронное голосование.
Еще днем на УИКах уже было понятно, что итоговая явка перевалит за 20%, но едва ли даже вместе с результатами электронного голосования превысит 30%.
Винили во всем отсутствие на участках дешевых пирожков, ярмарок, трехдневное голосование и хорошую погоду — многие избиратели предпочли уехать на дачи.
Избиратели тоже жаловались:
— Нет ощущения праздника, музыки, пирожков, чтобы с детьми прийти, показать им все, развлечься, — говорили недовольные люди.
Члены комиссий объясняли им, что пирожков нет по причине пандемии. Впрочем, в разговорах они все признавали: если год назад пандемия еще оправдывала трехдневное голосование и отсутствие на участках развлечений, к которым привыкли люди, то теперь этот довод никого не удовлетворяет, а главное — работает против явки: в первые дни даже на большой участок все равно приходит около сотни человек, а комиссии и наблюдатели оторваны от своей основной деятельности и к третьему дню и подсчету голосов подходят уже вымотанными.
— Отмените трехдневное голосование, — единодушно просят все члены УИК Ярославской области.
Атмосфера праздника все же нашлась на одном из участков в Тутаеве, где на площади перед школой устроили праздник урожая.
Народная музыка, конкурсы для детей, стройные ряды банок с кабачковой икрой, горы тыкв, моркови и редиса возвращали людей в старую добрую доковидную атмосферу выборов как праздника. Более того — праздник был и у главы Тутаевского района Дмитрия Юнусова: он как раз отмечал сорокалетие.
Избиратели подходили, пожимали руку, члены комиссии желали здоровья и свершений. Юнусов показал гостям отремонтированную столовую в школе и прямо на выходе с участка получил от местной жительницы наказ: отремонтировать остановку, чтобы она закрывала людей от ветра, а еще принять меры, чтобы подростки не ругались матом на пожилых людей.
Юнусов не стал сваливать ответственность на тех, кто, по идее, должны были быть главными действующими лицами праздника — кандидатов в губернаторы Ярославской области, строго смотревших с плакатов.
Эти люди, впрочем, действительно не сильно волновали избирателей, зато комиссии в Тутаеве, как ранее в Ярославле, Ростове Великом и Переславле-Залесском, могли похвастаться полной готовностью к выборам, безупречно опечатанными урнами и КОИБами, полным отсутствием нарушений и доступной средой для людей с ограниченными возможностями по зрению с трафаретами, лупами и информацией крупным шрифтом.
Надомного голосования в Ярославской области немного: счет идет максиму на десятки — и то для микрорайонов, где живет очень много пожилых людей. Нет и расширенных дополнительных списков избирателей.
На участке в селе Емишево атмосфера еще камернее, а избирателей еще меньше. Опять же — Юнусов вызвал у избирателей более бурную реакцию, чем возможные программы кандидатов: в селе часто отключают электричество. И заниматься этим снова будут не кандидаты на пост главы региона.
Тема ремонта остановок продолжится и в Рыбинске, где избиратели опять же обрадуются шансу не просто сходить на выборы, но и поймать за рукав главу города Дмитрия Рудакова. Тутаев и Рыбинск совершенно непохожи друг на друга, но и в Рыбинске Рудакова просят починить остановку, а еще — запретить федералам типовое благоустройство парков, чтобы они сохраняли региональную и городскую идентичность, как это было сделано при реставрации центра Рыбинска, который поражает своими вывесками в дореволюционном стиле: даже сетевой «Магнит» тут зазывает покупателей как «Магнитъ».
Выборы в одном из районов проходят в Музее советской эпохи. Избирателей встречает подсвеченный бюст Ленина, а в одном из залов обнаруживается флаг с агитацией «За Сталина! За коммунизм!», впрочем, Сталин в этих выборах не участвует, а зал находится за пределами УИК, которому отдали помещение, посвященное советскому спорту: над головой секретаря комиссии висят спортивный лук и мишень.
Эта комиссия — первые кандидаты на победителей в конкурсе для УИК на самое креативное фото: они сфотографировались в красноармейских шинелях и красных косынках, а председатель — со «сталинской» трубкой.
Явка в Рыбинске невысокая, и процент за любого кандидата от КПРФ будет, скорее всего, традиционно выше, чем в среднем по области.
Но нарушений и жалоб нет ни на «советском» участке, ни на обычных, как нет и наблюдателей, кроме как от Общественной палаты: коммунисты не обороняют свои рубежи, другим кандидатам это тоже не надо.
Город Углич лениво греется в лучах осеннего солнца на берегу Волги, но именно тут на одном из УИК обнаруживается самая высокая явка, которую мы видели: 30%, а еще целых 4 наблюдателя.
Это связано с тем, что одновременно с выборами губернатора тут проходят муниципальные выборы по многомандатным округам, на которых есть реальная конкуренция. Кандидаты понимают, что могут победить, присылают наблюдателей, а избиратели идут на участки.
— Может быть, у вас хотя бы тут жалобы, нарушения, конфликты? — спрашиваю я.
Снова — отрицание. Все признаются, что вместе мирно пьют чай и что нарушений не зафиксировано.
Секретарь ярославского регионального отделения КПРФ Эльхан Мардалиев говорит, что власти теперь нет смысла прибегать к «традиционным» методам фальсификации голосования: если что, на выручку приходит ДЭГ.
Электронное голосование действительно является «черным ящиком» для наблюдателей, впрочем, если не брать его в расчет, можно сделать следующие выводы о выборах в Ярославской области.
Во-первых, как обычно, регион является одним из аутсайдеров по серьезным нарушениям, связанным непосредственно с подсчетом голосов. В Ярославской области к фальсификациям относятся, как правило, по принципу «верхи не хотят, низы не могут». Для элит более характерны бурные переговоры и выяснения отношений на старте кампании или в ее ходе, а выборы показывают, как в спорте, «кто победил» на этот раз — до новых конфликтов.
Более того, некоторые председатели УИК даже шепотом сожалели, что было мало наблюдателей, в том числе — готовых держать их в постоянном тонусе. К сожалению, если наблюдение за выборами не нужно ни кандидатам, ни партиям, силами общественности эта проблема не решается.
Во-вторых, низкая явка, безусловно, делает Ярославскую область аутсайдером и в непонятном социалистическом соревновании «у кого выше», однако политический смысл такого соревнования стремится к нулю. Регионы, показывающие традиционно высокую явку (например, некоторые национальные республики), как правило, также являются лидерами по количеству административных приводов, принуждению к голосованию и «каруселям», и неизвестно, как результаты выборов там вообще коррелируют с реальным мнением избирателей.
Что касается концепции «выборы как праздник», на нехватку которой жаловались и избиратели, и члены комиссий, с одной стороны, это — дань традиции, идущей еще с советских времен, с другой стороны, должен ли выбор власти быть праздником или стать рутинной частью обычных ответственных решений? Нужно ли поощрять в избирателе поведение внутреннего ребенка, заигрывая с ним и заманивая голосовать пирожком?
«Чистая» высокая явка на выборы возникает, во-первых, при максимально конкурентной кампании (как, например, конкуренция на местных выборах в Угличе), во-вторых, когда сами люди чувствуют ответственность за свой выбор и относятся к власти не как к сервису или источнику неких благ, а как к равноправному партнеру, от выбора которого жизнь действительно может пойти по-разному.
Отсутствие нарушений на выборах и неиспользование нехватки наблюдателей и низкой реальной явки для серьезных электоральных махинаций это, конечно, хорошо. Другое дело, что вся эта чистота оказывается не нужна, а точнее, безразлична главному действующему лицу, которым должен быть не победитель губернаторской кампании, а избиратель.
Ну а трехдневное голосование в ситуации, когда пандемия стала делом фоновым и рутинным, будем честны, это глупость, что признают в Ярославле, кажется, все причастные к выборам. Однако Кремль, который главным избирателем считает даже не кандидатов в губернаторы, а себя, к жалобам так же безразличен, как житель — к избирательным участкам без пирожков.
Екатерина Винокурова
Специально для ЯРНОВОСТЕЙ
Последние новости
Маленький Егор из Алтыная мечтает вернуть слух
Родители собирают деньги на операцию в США для своего сына с редкой патологией.
Международный форум «Транспорт России» открылся в Москве
Ключевое отраслевое мероприятие собирает участников со всей страны.
Дни открытых дверей в налоговых органах Ярославской области
Специалисты помогут гражданам с налоговыми уведомлениями и платежами.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований