В преддверии 220-летия со дня образования Минюста России Председатель Ярославской областной Думы Михаил Боровицкий ответил на вопросы о роли Минюста России в формировании единого п

Сегодня на вопросы о роли Минюста России в формировании единого правового пространства отвечает Председатель Ярославской областной Думы Михаил Васильевич Боровицкий.

Сегодня на вопросы о роли Минюста России в формировании единого правового пространства отвечает Председатель Ярославской областной Думы Михаил Васильевич Боровицкий.

- Михаил Васильевич, 18 июля 2022 года между Ярославской областной Думой и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области было заключено соглашение о сотрудничестве. О каких, на Ваш взгляд, основных направлениях взаимодействия можно сегодня говорить?

- Наша главная задача как законодательного органа заключается в разработке и принятии нормативных правовых актов, регулирующих отношения в самых различных сферах деятельности. В этой работе мы опираемся на заключения, в том числе Правительства Ярославской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области, областной прокуратуры, региональной Общественной палаты, органов местного самоуправления. Отмечу, что региональный парламент и Управление Минюста России по Ярославской области тесно и продуктивно сотрудничают на протяжении многих лет. Дума направляет проекты законов и поправки к проектам законов для проведения правового анализа и антикоррупционной экспертизы. Представители Управления юстиции присутствуют на всех заседаниях Ярославской областной Думы, принимают участие в деятельности ее комитетов и комиссий. Сотрудники ведомства помогают в подготовке правовых актов. Без учета экспертных заключений юристов юстиции не принимается ни одно законодательное решение. Если говорить о соглашении, которое было подписано в середине июля, то, уверен, оно только укрепит сложившиеся связи. А одним из новых направлений нашего сотрудничества станет совместная работа по правовому просвещению населения и оказанию бесплатной юридической помощи.

- Каковы перспективы дальнейшего взаимодействия органов юстиции с законодательными органами в условиях цифровизации и оптимизации процессов?

- Хочу напомнить, что в России институт правовой экспертизы нормативных документов был введен задолго до появления самого понятия «правовая экспертиза». И основная заслуга в создании этого института принадлежит именно органам юстиции. Историки утверждают, что в ходе подготовки Судебной реформы 1864 года министр юстиции России Дмитрий Николаевич Замятнин лично проанализировал проекты судебных уставов, при этом объем высказанных им замечаний составил более 500 страниц. С тех пор технологии шагнули далеко вперед, и сегодня мы уже говорим о цифровизации нормотворчества, которая позволяет в значительной степени снизить издержки органов законодательной власти при разработке правовых актов. Например, мы идем к тому, чтобы осуществлять взаимодействие с помощью электронного документооборота, редактировать законопроекты в режиме онлайн. Я бы сказал так: электронные сервисы - это цифровые помощники для законодателей, которые упрощают составление документов, позволяют сделать этот процесс не только быстрее, но и прозрачнее.

- Михаил Васильевич, проводя анализ региональной практики нормотворческой деятельности, мы видим, насколько она разная в субъектах Российской Федерации. У всех причастных к работе с законами на слуху так называемый «закон о законах», который определил бы, в частности, единые стандарты нормотворческой деятельности. Насколько Вы как председатель законодательного органа субъекта Российской Федерации ощущаете необходимость в принятии такого закона?

- Сегодня на федеральном уровне действительно отсутствует закон, определяющий правила разработки, принятия и применения нормативных правовых актов. Знаю, что еще в 70-х годах была инициирована разработка такого закона. Несколько позже документ был внесен в Государственную Думу и даже принят в первом чтении. Однако затем он был отклонен. В 2014 году этот вопрос поднимался вновь, причем по инициативе Минюста России. Но, увы, безрезультатно. Сегодня в своей законотворческой работе мы опираемся на региональный закон о правовых актах, а также на Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, подготовленные специалистами Государственной Думы Российской Федерации.

- Михаил Васильевич, считаете ли Вы, что органы законодательной власти должны осуществлять анализ и обобщение не только нормативной, но и судебной практики, опираясь на исторический опыт, заложенный Минюстом России?

- Если вновь обратиться к истории, то органы юстиции всегда уделяли большое внимание изучению и обобщению судебной практики. Что касается нынешнего положения дел, то практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов в обязательном порядке учитывается при разработке и принятии региональных законов. Кроме того, наша юридическая служба на постоянной основе проводит мониторинг нормативных правовых актов, принятых Думой, на предмет их соответствия федеральному и региональному законодательству и складывающейся судебной практике. Думой проводится также мониторинг правоприменения нормативных актов области, в рамках которого осуществляется сбор, обобщение, анализ и оценка информации о практике применения нормативных правовых актов в целях повышения качества деятельности Думы. При осуществлении этого мониторинга используется в том числе практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также информация от Уполномоченных по правам человека, по правам ребенка в нашей области, Общественной палаты. И в этой работе мы активно сотрудничаем с Управлением Минюста России по Ярославской области.

- Михаил Васильевич, насколько, на Ваш взгляд, актуально в настоящее время формирование Свода законов Российской Федерации? Какая роль в этой работе должна быть отведена органам юстиции?

- Работа по систематизации законодательства и подготовке Свода законов Российской Федерации была начата еще 27 лет назад на основании распоряжения Президента Российской Федерации. Соответствующие полномочия были возложены на Минюст России. Основная цель - совместно с заинтересованными федеральными государственными органами создать единый государственный систематизированный правовой ресурс, содержащий все нормативные правовые акты в актуальном состоянии. В настоящее время органы государственной власти всех уровней, коммерческие организации, граждане в своей повседневной деятельности руководствуются информацией о нормативных правовых актах Российской Федерации, содержащейся на официальных порталах правовой информации. Эти ресурсы содержат миллионы нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней. Одна из целей госполитики в сфере юстиции, которую определило Правительство России, заключается в создании единого государственного систематизированного правового ресурса, содержащего все нормативные правовые акты. Думается, после его создания появится возможность сформировать и Свод законов Российской Федерации.

- Михаил Васильевич, первым в истории нашей страны министром юстиции был выдающийся русский поэт Гавриил Романович Державин. Какие поэтические строки, по Вашему мнению, могли бы стать девизом органов юстиции?

- Есть у Державина замечательное стихотворение «Вельможа». Я думаю, некоторые строки из него вполне могли бы быть девизом, и не только органов юстиции.

«Вельможу должны составлять

Ум здравый, сердце просвещенно;

Собой пример он должен дать,

Что звание его священно,

Что он орудье власти есть,

Подпора царственного зданья;

Вся мысль его, слова, деянья

Должны быть - польза, слава, честь».

- Михаил Васильевич, что бы Вы хотели пожелать сотрудникам органов юстиции в преддверии празднования 220-летия со дня образования Минюста России?

- Сегодня Министерство юстиции занимает достойное место в структуре федеральных органов исполнительной власти, является действенным механизмом формирования правового государства и обеспечения конституционных прав граждан. Желаю всем сотрудникам Управления, ветеранам службы и членам семей крепкого здоровья, оптимизма, благополучия, большого человеческого счастья и свершения самых высоких помыслов. И еще одно четверостишие из стихотворения Гавриила Державина «Властителям и судиям» мне хотелось бы процитировать в качестве пожелания:

«Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять».

 

С праздником!

Последние новости

Сложности лечения зимних болезней

Как зимние заболевания могут стать настоящей проблемой для здоровья.

Проблемы с волосами: когда выпадение волос сигнализирует о здоровье

Врачи объясняют, как предотвратить потерю волос и какие заболевания могут быть причиной.

Проблемы дорожного покрытия в Некоузском районе

Прокуратура требует от администрации ремонта дороги в селе Новый Некоуз.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Борисоглебске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *