09.12.2022

Большая репетиция для Путина: избирательные кампании следующего года станут подготовкой к выборам президента

Собеседники ЯРНОВОСТЕЙ, близкие к Администрации Президента, а также занимающиеся подрядами для региональных властей, говорят,

Если они будут.

Собеседники ЯРНОВОСТЕЙ, близкие к Администрации Президента, а также занимающиеся подрядами для региональных властей, говорят, что на закрытых совещаниях активно обсуждается будущая президентская кампания 2024 года. Главным кандидатом, как ожидается, станет нынешний президент Владимир Путин, который намерен избираться на новый срок. Напомним, что после принятия изменений в Конституцию действующий президент получил право избираться еще на два срока, так как действующие ограничения были «обнулены».

В связи с этим вероятны кадровые перестановки, в том числе в высших эшелонах Администрации Президента: «Будут приходить люди, которые будут заняты непосредственно в кампании».

Кроме того, обсуждается возможное расширение представительства в губернаторском корпусе для парламентской оппозиции — как дополнительная гарантия полной лояльности «во избежание сюрпризов», говорит один из собеседников ЯРНОВОСТЕЙ. Например, своего губернатора может получить партия «Новые люди», у которой нет сейчас представительства в губернаторском корпусе.

Другой собеседник, также близкий к Администрации Президента, говорит, что в расширении представительства губернаторов-«неединороссов» нет нужны: партии и так полностью лояльны в ключевых вопросах, более того, губернаторские посты в нынешних условиях воспринимаются даже как «обуза», а не как бонус: серьезные регионы с большими бюджетами оппозиции никто не отдаст.

Пока в публичном поле начинается обсуждение кампании 2023 года.

Глава Фонда развития гражданского общества, ранее руководивший управления внутренней политики Администрации Президента, Константин Костин в своем выступлении на семинаре «Единой России» для руководителей региональных избирательных штабов, технологов и представителей медиаблоков обратил внимание единороссов на «высокую волатильность общественных настроений».

— Нельзя проводить кампанию так же, как это делалось раньше, когда есть одна понятная стратегия и по ней и идет работа. Надо постоянно адаптировать ее, подстраиваться под перемены в запросах общества, — пояснил Костин.

По его словам, хотя основные темы предстоящих выборов понятны, невозможно предугадать их конкретное значение для работы с избирателями на разных этапах кампании. Никто не может сказать, какие новости будут приходить из зоны спецоперации, как именно проявится в каждом выборном регионе снижение социально-экономических показателей и каков будет удельный вес тех или иных источников информации в политическом медиапотреблении, перечисляет политтехнолог.

— Кампания простой не будет: по прогнозам Министерства экономического развития и Центробанка, именно на 2023 год придется пик спада экономики, — предупреждает Константин Костин.

— Есть два важных обстоятельства, которые будут влиять на кампанию 2023 года. Первое — это усложнение медиапотребления. Больше нет парадигмы «Интернет против телевизора» и нет ситуации, в которой интернет-повестка существует отдельно от телевидения и других традиционных медиа. Напротив, происходит быстрое взаимопроникновение тем, комментариев, интерпретаций, так как даже пожилые люди регулярно используют социальные сети. Второе обстоятельство — после начала СВО люди стали больше читать любые новости, так как они беспокоятся и хотят знать, что происходит.

Эти два обстоятельства приводят к тому, что общественные настроения становятся волатильными, тем более что такое мультипотребление информации приводит к тому, что на каждое событие приходится значительное количество интерпретаций.

В такой ситуации успешная кампания должна быть многовариантной: старт кампании может проходить в одной информационной повестке, потом приоритетность тем может поменяться, а в последние две недели возникнуть совершенно новая тема.

2024 год пока трудно проектировать, но в любом случае результат «Единой России» за несколько месяцев до начала президентских выборов будет важным маркером того, насколько эффективно власть способна модерировать общественные и политические процессы. Кроме того, по масштабу выборы 2023 года будут почти национальными: будет очень много кампаний, охватывающих практически все крупные населенные пункты по всей стране. При этом, разумеется, нет ясности, в какой информационной, экономической и политической реальности будет проходить кампания 2024 года и какие подходы и практики будут в ней использованы, — пояснил Костин ЯРНОВОСТЯМ.

Директор по политическому анализу ИНСОМАР Виктор Потуремский сказал ЯРНОВОСТЯМ, что 2023 год уже обречен стать даже не прелюдией, а генеральными учениями перед выборами 2024 года.

— Перед властью стоит много задач. Первые — электоральные и управленческие, предстоит переизбрать около 20 губернаторов, в том числе предстоят выборы мэра Москвы, имеющие большое символическое значение. Вторая задача — это формирование комбинаций, инструментов, собирание ресурса под выборы президента в 2024 году. Надо понимать, что выборы президента будут весной 2024 года, то есть с точки зрения организации работы штабов это непрерывный цикл с выборами осени 2023-го. Кроме того, 2023 год, на мой взгляд, будет сложнее, чем 2022, так как люди начнут реагировать электорально на происходящее в стране и по внешнему периметру. Безусловно, тут есть определенные вызовы, в том числе с точки зрения повестки — это и годовщина начала спецоперации, и экономические процессы. Да, экономика России стоит куда устойчивее, чем предрекали даже аналитики внутри страны, но эта сфера все равно является потенциальной угрозой для власти в электоральном плане. Будут и другие эффекты, которые сейчас удалось отсрочить. Мне, как социологу, кажется важным анализировать, как будут меняться оценки, связанные с медиапотреблением, так как люди продолжительный промежуток времени находятся в дефиците информации, в поле противоречивых сигналов. Это напряжение затрудняет прогнозирование как повестки, так и реакции на нее, и возможность влить на эту повестку становится ключевым критерием эффективности в решении самых разных задач. Если посмотреть на весь 2022 год, то в обозримом прошлом у России не было аналогичного периода с сопоставимой плотностью событий, с такими противоречивыми оценками. Это напряжение будет копиться, и власти придется его учитывать, чтобы добиваться результатов.

Кроме того, большинство людей понимает, что да, есть внешние вызовы, есть внешний противник, и патриотизм и сплочение — это естественные реакции общества, но далее восприятие людей может различаться, и это тоже дает турбулентность и вероятность появления новых течений уже внутри большой группы «патриотов», — поясняет Потуремский.

Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков также считает, что выборы 2023 года будут для власти сложными: предстоит провести 22 губернаторские кампании (или меньше, так как неясно, что будет с выборами губернаторов на так называемых новых территориях), будут выборы мэра Москвы, выборы губернатора Подмосковья, будут выборы всех уровней, от главы региона до горсовета в Якутии, выборы в сложных для власти Приморском и Красноярском краях, выборы в Хакасии, где последний цикл руководит коммунист, будут выборы заксобраний в Ярославской, Владимирской и Ульяновской областях, Калмыкии, выборы в горсовет Екатеринбурга и так далее.

— Нет понимания, что будет с экономикой: сейчас ФНБ пополняет скудеющий бюджет, но, предположительно, к середине будущего года это может закончиться. Пока нет ясности, какой именно результат и политическую конструкцию хочет получить власть. То же самое касается и партий: нет понимания, какую конструкцию власть считает приемлемой. Очевидно, что будут укреплять «Единую Россию», попробуют ослабить коммунистов, но непонятно, за счет каких ресурсов. ЛДПР без Жириновского пока держит рейтинг, но неясны перспективы, «Справедливая Россия» и так лояльна Кремлю и сидит на его поддержке. У «Новых людей» нет представительства в губернаторском корпусе, хотя члены этой партии проходили среди прочих обучение в школе губернаторов, так что они в теории могут получить дополнительную поддержку от власти, — говорит Гращенков.

Политолог Константин Калачев говорит, что «в нынешних условиях лояльность должна быть априори, а не за посты. Поощрить могут. Торг неуместен».

— Контуры кампании 2024 года определит продолжение или завершение СВО. А тут вопросов пока больше, чем ответов. Цикл 2024 года будет определять ситуация 2023 года. Пока рисков и угроз в теме выборов не наблюдается. Если ничего катастрофического не произойдет, то кампания пройдет в рабочем режиме. В худшем случае роста протестных настроений люди, вероятнее всего, будут бойкотировать выборы, а не голосовать, — отмечает Калачев.

Политтехнолог Анна Федорова не видит политического драйва ни у ЛДПР, ни у КПРФ.

— Ну вот Слуцкий приглашает селебритиз на съезд. Зюганов предлагает вернуть пионерию. Это что, сейчас ответ на актуальный запрос общества? Нет, это не он! Причем актуальных тем полно. Вот сегодня я читала, что возможен дефицит дешевых лекарств (до 100 рублей). А среди них есть жизненно важные, да и для социально уязвимых людей это вообще единственное, что они могут себе позволить. Кто из парламентских партий поднимет эту тему?, — задается вопросом Федорова.

Политконсультант Мария Сергеева резюмирует: единый день голосования в 2023 году станет тренировкой перед президентскими выборами марта 2024 года, на которых с высочайшей вероятностью Владимир Путин пойдет на свой следующий срок.

— Интересно, что почти одновременно с российскими выборами наступает срок следующих украинских выборов: по плану это 31 марта 2024 года. Соответственно, обе президентские кампании будут вестись параллельно и будут неизбежно влиять друг на друга. Что бы ни происходило на линии соприкосновения, а мы пока не можем предсказать, закончится ли к этому моменту спецоперация, каждый штаб будет представлять происходящее как победу своей стороны. Количество «черных лебедей» в политике в настоящий момент таково, что сложно давать точные прогнозы, но из сегодняшнего момента мне видятся контуры президентской кампании как кампании референдумного типа с продолжением темы «сплочения вокруг флага».

На кампанию 2023 года будут влиять не политтехнологические приемы, а состояние экономики и ход спецоперации. В любом случае — сложившаяся ситуация требует единства всех политических сил. Думаю, что у всех политических партий сохранятся квоты на губернаторское представительство. Не думаю, что эти квоты будут расширены, так как в сложной экономической ситуации для власти важнее управленческие способности губернаторов, а не их партийная принадлежность. Для КПРФ важно сохранить контроль над Орловской областью, родиной Геннадия Зюганова. Что касается Хакасии, то тут КПРФ может и уступить, так как в предыдущем избирательном цикле компартии отдали Ульяновскую область — родину Ильича. За «Справедливой Россией», вероятно, оставят Омскую область. Есть интрига, дадут ли «Новым людям», самой молодой парламентской партии, избрать своего губернатора или нет, но в целом власть будет делать все, чтобы цикл 2023 года отличался управляемыми и предсказуемыми кампаниями, — заключает Сергеева.

Впрочем, некоторые политконсультанты на условиях анонимности говорят, что, на их взгляд, сейчас уместнее обсуждать не детали будущей кампании 2023 и 2024 года, а сохранение в России выборов в принципе, так как в случае турбулентности будет принято решение об их отмене.

Наконец, никто из них не может сказать, точнее, ответить утвердительно на вопрос, собирает ли сейчас действующий президент под выборы свое «новое патриотическое большинство» без диалога с группами, у которых накопились претензии. Как претензии ультрапатриотов к ходу СВО (эти люди в какой-то момент от критики отдельных решений и отдельных персоналий могут встать на позицию условного Игоря Стрелкова «Нас все предали!»), так и тех, кто остался в России, однако не поддерживает СВО как таковую и считает необходимым любое ее завершение. Нельзя и предсказать размер группы, которая перестает доверять уже любым источникам информации и лидерам общественного мнения, устав от противоречивых сигналов и постоянной смены повестки.

— Я думаю, преждевременно говорить о конструкции 2024 года, — считает глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.

Екатерина Винокурова

Специально для ЯРНОВОСТЕЙ

Последние новости

В Ярославле подвели итоги исполнения  городского бюджета за прошлый год

Публичные слушания прошли в мэрии на расширенном заседании общественной палаты.

Решетников описал сценарий развития экономики России на три года

Максим Решетников описал сценарий развития экономики на ближайшие три года.

«Сдайте кровь — и свободны». Как проходит диспансеризация? Эксперимент «Черёмухи»

В Ярославской области на этот год установили такой план: диспансеризацию должны пройти 490 тысяч жителей.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *