День народного единства – не 4 ноября, а 7 ноября

С 2005 года  4 ноября в России отмечается государственный праздник «День народного единства».


С 2005 года  4 ноября в России отмечается государственный праздник «День народного единства». 23 ноября 2004 года на рассмотрение Государственной Думы   РФ был внесён законопроект, предполагающий внесения поправок в  Трудовой кодекс РФ : отмену празднования «7 ноября  — День Великой Октябрьской социалистической революции» и  введение нового праздника «4-е ноября. День народного единства».
Авторы законопроекта —  В. Богомолов ,  О. Еремеев  ( Единая Россия ) и  В. Жириновский  ( ЛДПР ). 27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали — «за», 104 (вся фракция коммунистов) — против , двое воздержались. Принятие на законодательном уровне нового государственного праздника в ГосДуме РФ российским обществом было воспринято однозначно, как противопоставление и замена прежнего государственного праздника «7 ноября» на новый. До сих пор высшее руководство страны не осознает ошибочность своего решения: введение нового праздника совместили с отменой другого, не менее величественного для народов России.  Считаем, негативное  отношение руководства страны к государственному празднику «День Великой социалистической революции» вызвано тем, что после подавления ГКЧП 22-23 августа 1991-ого года произошел антисоциалистический переворот, и на государственном уровне утвердилась буржуазная идеология. Она, чем ближе к нашему времени, и особенно, после начала СВО на Украине все больше входит в противоречие с идеологий простого или, как теперь политологи говорят, «глубинного»  народа.  В 2022 году на одной из передач «Вечер с Владимиром Соловьёвым» известный кинорежиссер К. Шахназаров заявил, в частности, о следующем принципиальном противоречии внутри российского общества: «После 91-ого года у нас сложилось две идеологии: у нас есть идеология высшего класса — буржуазии, а у народа — советская идеология так и осталась. Вот в этом противоречие, которое мы так и не можем преодолеть. Вот, Поддубный (военкор) сказал: за что борются? За справедливость! Это советская идеология. Поэтому у нас получается «каша» и это противоречие в ходе СВО должно быть снято. У нас сегодня по всем каналам показывают бабушку с Красным флагом, а Мавзолей завешивают. Но этого нельзя делать! Тогда зачем вы показываете эту героическую старушку с Красным флагом? Для всех это образ советский! Это Советский Союз! Люди пишут со всего мира, плачут, когда это видят…. И отсюда получается «каша». А народ у нас советский!». Известный в Ярославской области историк-ученый В. Марасанова считает: «С учетом смены смыслов, происходивших в XX веке, историки должны говорить о том, что преодоление Смуты – это не замещающий 7 ноября праздник, а отдельное и очень важное событие для нашей страны, для ее развития и становления». Тем не менее, к  сожалению, уже на протяжении 18 лет происходит попытка использования нового государственного праздника «4 ноября – День народного единства» в качестве замещения из общественного сознания памятного  и дорого для десятков миллионов людей «День 7-го ноября». На наш взгляд, это не только вносит очередную сумятицу в общественное сознание россиян, но и дискредитирует саму идею «государственного единства» в глазах общественности. По данным Фонда общественного мнения, в ходе опроса (октябрь 2022 г.) 29% граждан к числу опрошенных относятся к «Дню 4–е ноября» как к празднику и 60% — как к дополнительному выходному дню. Хотя, по мнению 72% респондентов, России нужен такой праздник, как День народного единства. День народного единства 4 ноября https://fom.ru/Proshloe/14798 С другой стороны, по данным ФОМ,   около 40% российских граждан День 7-го Ноября воспринимают государственным праздником до сих пор. Россияне оценивают роль Октябрьской революции в судьбе страны и их семей https://fom.ru/Proshloe/10685 И это несмотря на то, что на протяжении более 30 лет на государственном уровне осуществляется линия неприязни к этому величайшему событию не только в жизни нашей страны, но и всего мирового сообщества.
Что касается событий четырех вековой давности, то тогда действительно в результате Смуты и польско-литовской интервенции возникла реальная угроза потери государственности, утраты столицы, культуры и религии, т. е тех основ, на которых стояла и строилась жизнь русского народа.  Смута обусловила полный разлад и раскол во всех слоях российского общества, парализуя деятельность органов власти. Нарастал вал бесхозяйственности и бандитизма. Ярославский историк А. Лебедев отмечает: «Изучая в архиве документы о ярославских дворянах ХVII века, я обратил внимание, насколько была разорена тогда территория современной Ярославской области. Многие населенные пункты, сельхозугодья – была такая формулировка – «перелогом и лесом заросли… То есть фактически прекратили свое существование. Ставилось под угрозу – ни много ни мало – вообще существование русской цивилизации». Соседние страны Польша, Швеция и Литва, пользуясь ослаблением центральной власти и утратой боеспособности русской армии, вторглись на территорию страны. Поляки при содействии московских бояр изменников, так называемой Семибоярщины (представители 7-ми боярских родов) посадили на царский трон Владислава, сына польского короля Сигизмунда.
Казалось, Россия навсегда погибла. Однако сначала Нижний Новгород, а затем Ярославль стали центрами патриотического движения за освобождение Отечества. Выдающуюся роль в организации движения, несомненно, сыграл земский староста К. Минин, вдохновленный грамотой Патриарха Гермогена, патриота-государственника. Когда к Патриарху в келью вошли бояре-изменники во главе с М. Салтыковым, ( Заместитель польского коменданта Кремля – В.К .)  чтобы подписал Грамоту о полном подчинении русских воле польского короля Сигизмунда. Он был тверд и непреклонен: «Пусть королевич примет православие и выведет поляков из Кремля, а иначе я всех благословлю на борьбу с ним – идти под Москву и стоять за веру свою даже до смерти». М. Салтыков в гневе выхватил нож и замахнулся на Святейшего патриарха. «Не боюсь я твоего ножа, — спокойно сказал Гермоген, — против него есть у меня сила Святого Креста». Тогда его бросили в темницу Чудова монастыря на территории Кремля, не давали ему ни хлеба, ни воды, изредка иногда бросая сноп овса. Находясь в заточении, Гермоген находил возможность передавать на волю свои призывные грамоты. Последнюю из них послал в Нижний Новгород, где уже собирались полки Минина и Пожарского. Он благословил их возглавить всенародное ополчение. Патриарх Гермоген умер в темнице голодной смертью в 1612 году.
Призывы Патриарха к освободительной борьбе горячо поддержали простые нижегородцы, а затем городской совет Нижнего Новгорода и духовенство. На общем собрании нижегородцев у стен Спасо-Преображенского собора в Обращении К. Минина к нижегородцам говорилось: «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать…». Он предложил на добровольных началах и, если потребуется, в принудительном порядке собрать материальные и денежные средства для  обеспечения ополченцев. Нижегородцы поручили ему руководить казной, веря в его честность и добропорядочность. Кстати, когда нижегородцы обратились к Д. Пожарскому, чтобы  возглавил народное ополчение, то он дал согласие при одном условии, если за материальное и денежное довольствие войска будет отвечать К. Минин. Их обоих отличали справедливость и великодушие, щедрость в пожертвованиях конкретным людям и обществу, скромность и честность по отношению к товарищам по оружию и в поступках, благочестие и набожность, преданность государственным устоям и Отечеству. Все это предопределило, почему они оказались общенациональными лидерами и их успех в деятельности по сплочению народа в борьбе с интервентами.
Решив вопрос с организацией ополчения, нижегородцы послали по разным городам гонцов с грамотами, приглашая «всех чинов людей главных городов собрать народ из окольных меньших городов на совет и постановить, как идти всею силою земли на Москву». Одна из Нижегородских грамот попала на благодатную Ярославскую почву. Ярославцы, сняв с нее копии, приложили еще от себя увещевательную грамоту и послали их в Углич, Бежецк, Кашин, Романов. Жители этих городов, получив и прочитав такие грамоты, тотчас целовали крест «стоять за православную веру против польских и литовских людей». Ярославский писатель В. Замыслов, исследователь той эпохи, привел в книге  «Ярославль – спаситель Отечества» содержание одной из ярославских грамот. В ней  отмечалось: «Панам на Москве и во всех городах московского царства не бывать.  В Ярославле много людей, готовых идти против польских людей».
Народное ополчение выступило на Москву из Нижнего Новгорода в начале марта 1612 года, а к апрелю вошло в Ярославль, в котором оно простояло до конца июля. В. Марасанова отмечает: «Ярославль в это время оставался одним из важнейших центров внутренней и, что особенно важно, внешней торговли, он стоял на пересечении торговых маршрутов между Москвой и Архангельском, на пути в Сибирь, от него шел речной путь по Волге на Каспий и в страны Азии». Ярославль стал своеобразной временной столицей российского  государства. Отсюда Минин и Пожарский, как общенациональные лидеры, рассылали грамоты всем русским городам с призывом «присылать в Ярославль из всяких чинов человека по два для организации «Совета всея земли». В «Совет всея земли» вошли представители крупных княжеских родов – Долгоруких, Куракиных, Бутурлиных, Шереметевых, а также богатые купцы. От Ярославля там заседали купцы Григорий Никитников, Епифаний Светешников, Михаил Гурьев и др. Он явился общероссийским Правительством возрождаемой России. При нем работали Приказы (так назывались тогда высшие органы власти): Разрядный (военный), Посольский и Поместный (ведал хозяйственными делами) Дворцовый, Сибирский и приказ Казанского двора, что позволило «Совету всея земли» осуществить управление освобожденными от интервентов землями. Совет решал задачи назначения воевод и дьяков в разные города (это уже восстановление законной власти на местах), занимался приемом ратных людей на службу и раздачей им жалованья. В Ярославле начали чеканить монету, на которой было написано имя последнего царя династии Рюриковичей – сына Ивана Грозного Федора Иоанновича. Последнего царя, легитимность власти которого никем не оспаривалась. Это служило символом приверженности ополчения закону и традициям русской государственности.
Одновременно Ярославль начал играть роль международного центра в геополитическом отношении. Правительство предприняло дипломатические шаги по нейтрализации Швеции в борьбе с поляками, пообещав выставить  кандидатуру Карла-Филиппа, брата шведского короля Густава-Адольфа на русский престол. В то же время князь Д. Пожарский провёл дипломатические переговоры с Иосифом Грегори, послом германского императора, на предмет оказания помощи ополчению в освобождении страны. Посол взамен предложил Д. Пожарскому в русские цари двоюродного брата императора, Максимилиана. В результате дипломатических усилий Правительства ополченцы добились установления мирных отношений со Священной Римской империей, Швецией и его марионеточным Новгородским государством. Шведы и немцы в расчете на усиление своего влияния в России после разгрома польских войск прислали на помощь ополченцам Минина и Пожарского воинские отряды с артиллерией.
К народному ополчению присоединилось немало городов Подмосковья, Поволжья и даже Сибири. Многие народы России Среднего и Нижнего Поволжья (татары, марийцы, чуваши и др.) активно участвовали в освободительном походе Москвы от поляков под руководством Минина и Пожарского. Сам по себе это удивительный факт в истории Российского государства. Казалось бы представители Казанского и Астраханского ханств, еще хорошо помнившие свою  государственную самостоятельность и вековую вражду с Москвой, в принципе должны были бы воспользоваться глубочайшим кризисом Московского государства и выйти из состава России. Этого не произошло. Уже тогда сложились узы взаимопонимания между русскими и другими народами Поволжья, их элитами. Национальным элитам народов, вошедших в состав России,  не присущ был принцип: «Враг моего врага – мой друг».  В свою очередь «нигде русская община, — отмечал российский историк, этнограф и писатель Ф. Нестеров, — не напоминала английскую колонию, нигде не держалась обособленно-высокомерно по отношению к «туземцам», повсеместно она органично врастала в окружающую иноплеменную среду, завязывала с ней хозяйственные, дружественные и родственные связи».
28 июля 1612 года, отслужив молебен в Успенском соборе в Спасском монастыре,  уже не трехтысячное ополчение, каким оно вошло в Ярославль, а двадцатитысячное войско, хорошо экипированное, двинулось на Москву. Духовным наставником ополчения стал преподобный Иринарх Затворник Ростовский , благословивший Минина и Пожарского на штурм Москвы. Духовный подвиг Иринарха Затворника можно сравнивать с ролью другого святого, родившегося на также Ярославской земле – Сергея Радонежского, благословившего на Куликовскую битву (1380 г.) с монголами князя Д. Донского.  В конце августа народное ополчение подошло к Москве, окружив Кремль. Польский историк Казимир Валишевский писал об осажденных воинами Д. Пожарского поляков и литовцев в Московском Кремле. «Они пользовались для приготовления пищи греческими рукописями, найдя большую и бесценную коллекцию. Когда эти  источники иссякли, они выкапывали трупы, потом стали убивать своих пленников». Переговоры с польско-литовским гарнизоном о сдаче начались 22 октября (1 ноября по новому стилю). 
Изгнание поляков из кремля
26 октября (6 ноября) кремлевский гарнизон поляков согласился сложить оружие и сдаться на милость народного ополчения. На следующий день, 27 октября (7 ноября), началась сдача королевского гарнизона. В тот же день народное ополчение торжественно, под колокольный звон, под предводительством Минина и Пожарского, вошло с иконами и хоругвями вошли в святая святых родной земли – Успенский кафедральный собор на территории опустошенного и оскверненного захватчиками Кремля.
В июне 2012 года в Ярославле проходила Международная научная конференция, посвященная 400-летию Смутного периода в России, национально-освободительной борьбе народов России под руководством К. Минина и Д. Пожарского. С довольно нетрадиционным взглядом на те далекие события выступил профессор Варшавского университета И. Граль. Согласно его точке зрения Польша была не причастна к трагическим последствиям, которые имели место в Смутный период в тот период. Тогда главный враг Польши была Швеция, с которой она находилась в состоянии войны.  Получается, по его мнению, претензии к Польше по поводу ее участия в развале российской государственности и материальном и культурно-духовном ущербе, нанесенном русскому народу – не обоснованы. Однако все выглядело иначе. В тот период Швеция и Речь Посполитая отложили споры между собой из-за Ливонии, чтобы сообща одолеть Московское государство.  Если обратимся к «Сказанию Авраама Палицына об осаде Троицко-Сергиевского монастыря от поляков», одного из духовных подвижников в  подготовке русского народа против польских интервентов, то там непосредственно говорится о злодеяниях польских войск на территории Ярославля. Ляхи непокорных ярославцев сбрасывали с колоколен церквей, с крутого берега Волги в воду с камнем на шее, детей перед глазами родителей бросали в огонь, либо разбивали их о камни и углы домов. Не случайно через 200 лет, когда французские войска вошли в Москву, то, первым делом, поляки под руководством генерала Ю. Понятовского, участвовавшие в войне Наполеона против России, ворвались в Кремль и забрали все трофеи, взятые ополченцами Минина и Пожарского у польских интервентов в 1612 году. Тем самым, они хотели уничтожить следы былых поражений.
Можно только сожалеть, что в учебниках по истории России для школьников и студентов, в современной идейно-пропагандистской политике в СМИ  в недостаточной степени формируется представление о том периоде, как судьбоносном. Не говоря уже о практически полном замалчивании другой даты, не менее важной  в тысячелетней истории Российского государства, 7ноября 1917 года. Удивительно, но факт: 7 ноября 1612 года, а не 4 ноября (тогда лишь ополчение под руководством Минина и Пожарского вошли в Китай-город около Кремля) поляки были изгнаны из Москвы. Не случайно, Президент РФ Б. Ельцин 13 марта 1995 года подписал Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России (ФЗ № 32), в котором 7 ноября был назван «Днем освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Минина и Пожарского от польских интервентов (1612 год)».  Это, во-первых. Во-вторых, эти события схожи тем, что независимо от социального происхождения и положения, вероисповедания, огромные массы людей оказались едины в достижении общей цели. В 1612 году наши предки активно участвовали в изгнании польско-литовских интервентов, а после свершения Октябрьской революции – наши отцы и деды участвовали в борьбе с иностранной интервенцией во главе с Англией, Германией, Францией, США и Японии. Не случайно, и. о. Главнокомандующего Российской армии после подавления корниловского мятежа в августе 1917 года генерал А. Брусилов, став военачальником Красной армии, писал: «Кто, как не большевики, вместе с русским народом отстояли нашу землю и воссоздали Россию… Пора нам всем забыть о трехцветном знамени и соединиться под красным». В — третьих, оба судьбоносных событий исключительно продемонстрировали единство и сплоченность народов разных национальностей в борьбе с внешним врагом, которое прочно закрепилось в годы Великой Отечественной войны и сегодня наблюдается в ходе СВО на Украине. Все это свидетельствует о том, что Россия не являлась «тюрьмой народов» в дореволюционный период, ни «империей зла» в советские времена, тем более, в наши дни. Следовательно, с точки зрения формирования не мнимого, а настоящего народного единства оба эти праздника следует проводить 7 ноября. А 4-е ноября, как до Октябрьской революции, останется церковно-государственным праздником в честь Казанской иконы Божией Матери, под сенью которой ополченцы вошли в Московский Кремль как победители польской интервенции.
Первый секретарь ЯО КПРФ (1993-2000 гг.) Владимир Корнилов
Чудотворная икона Казанской Божьей матери

Последние новости

Прокурор Ленинского района города Ярославля встретился с работниками Ярославского электромашиностроительного завода

Прокурор Ленинского района города Ярославля Алексей Щербаков встретился с работниками Ярославского электромашиностроительного завода .

Первый заместитель прокурора Ярославской области Алексей Путилов провел итоговое заседание Совета наставников

Сегодня, 19 декабря, первый заместитель прокурора Ярославской области Алексей Путилов провел итоговое заседание Совета наставников.

Прокуратура Ярославской области организовала  «горячую линию» по вопросам исполнения законодательства при аварийных отключениях коммунальных ресурсов

По поручению прокурора Ярославской области Климента Юрздицкого прокуратура региона  организовала  «горячую линию» по вопросам исполнения законодательства при аварийных отключениях коммунальных ресурсов.

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Рязани на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *