Выездные и камеральные налоговые проверки: сходство и отличия
Почти 138 миллиардов рублей было доначислено в федеральный бюджет в 2021 году в результате налоговых проверок ФНС России. Одной из основных целей всех видов налоговых проверок является контроль за соблюдением компаниями налогового законодательства и корректностью суммы перечисленных ими в бюджет налогов. В связи с этим, выполнение всех необходимых документальных процедур и приготовление соответствующих документов является необходимым условием при налоговых проверках. В то же время, каждый вид налоговой проверки имеет свои особенности, о которых следует знать. Рассмотрим, как проводятся налоговые проверки.
Камеральная или выездная налоговая проверка?
Все налоговые проверки проводятся путем сопоставления данных, указанных компанией в налоговой отчетности, с реальным состоянием ее деятельности.
Камеральная и выездная налоговые проверки являются двумя видами налоговых проверок.
Камеральная налоговая проверка проводится регулярно на основе документов, которые предоставляет компания в контролирующие органы, а также на основании данных, которые уже имеются у налоговых органов. Эта процедура проходит без непосредственного участия компании. Целью камеральной проверки является выявление и предотвращение налоговых нарушений, контроль соблюдения законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов и наложение налоговых санкций.
Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения компании, а ее инициатором является руководитель налоговой инспекции или его заместитель. Целью этой проверки является контроль соблюдения налогового законодательства и правильность исчисления налогов, взыскание недоимок по налогам и пеней, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений и предупреждение налоговых правонарушений.
Сопровождение налоговой проверки может помочь оценить риск проведения внеплановой налоговой проверки и дать рекомендации по ее проведению с наименьшими потерями. Выездная проверка проводится выборочно и требует предварительной подготовки компании.
Основные отличия камеральной и выездной налоговой проверок заключаются в том, что камеральная проверка проводится в ИФНС без участия представителей компании, а инспектор анализирует только поданную декларацию. Выездная проверка проводится на предприятии с инспектированием объектов и проверкой нескольких видов налогов. Также для проведения выездной проверки требуется специальное решение руководителя налогового органа.
Правильность исчисления и уплаты налогов – это общая цель как камеральной, так и выездной налоговой проверки. Однако, есть некоторые различия между ними:
Основание для проверки
Камеральная налоговая проверка начинается с того, что сама организация подает декларацию в ИФНС без распоряжения со стороны инспекции. Выездная же налоговая проверка проводится только если компания попала в план выездных проверок ФНС или если ее действия выглядят подозрительными.
Предмет проверки
Выездная налоговая проверка предполагает более глубокое изучение документации и возможных схем ухода от уплаты налогов, а также выявление других серьезных недочетов. При проведении выездной проверки ФНС может проверить правильность расчета и уплаты сразу нескольких выплат. Камеральная же налоговая проверка фокусируется только на проверке ошибок и правильности в расчетах, а также своевременности подачи документов в налоговый орган.
Место проведения проверки
Камеральная налоговая проверка проходит без выезда инспекции на территорию проверяемой организации, а все работы делаются в кабинетах сотрудников ФНС. Проверка налоговой инспекции места работы компании проводится только в случае, если она не может предоставить место ревизорам, но может проводиться и на территории инспекции.
Сроки проведения налоговой проверки
Сроки камеральной налоговой проверки составляют 3 месяца со дня подачи документов в ИФНС, так как все документы компании подаются один раз в квартал. Если же были найдены неточности, ошибки или намеренные искажения, то срок проверки может быть продлен. Выездная налоговая проверка обычно длится 2 месяца, однако в некоторых случаях этот срок может быть продлен до 4 или даже до 6 месяцев. Основания для продления сроков проведения проверки могут быть:
- юридическое лицо, которое является крупнейшим налогоплательщиком;
- противодействие сотрудникам ФНС при проверке;
- сведения о нарушении законодательства об уплате налогов и сборов со стороны других контролирующих структур;
- форс-мажорные обстоятельства;
- большое количество структурных подразделений у налогоплательщика. Если количество дочерних организаций меньше четырех, то сроки проверки увеличатся до 4 месяцев, если же их более десяти, то срок проверки может быть увеличен до шести месяцев.
Оспаривание результатов проверки
Если результаты налоговой проверки не устроили компанию, то можно подать жалобу и оспорить решение о штрафах и доначислениях. Для этого нужно обратиться к компетентным специалистам, которые разбираются в налоговом законодательстве.
Результаты налоговых проверок: как получить акт и чего опасаться
Для предпринимателей, прошедших камеральную налоговую проверку, получение акта может стать первым сигналом, что что-то пошло не так. Этот документ высылается налоговой службой только в случае обнаружения ошибок или нарушений в документации. Если же все в порядке, бизнесмен не узнает о проверке. В результате камеральной проверки ФНС может потребовать доплаты налогов с пенями, запросить уточненную декларацию или оштрафовать компанию за нарушение сроков подачи.
Решение по результатам выездной проверки компании готовится на основе акта и справки. Руководитель или уполномоченное лицо получают решение вручную. Если же проверка выявляет нарушения, ФНС может доначислить налоги и наказать компанию штрафами и пенями. Умышленные нарушения могут привести к штрафу в размере 40% от доначислений и пеней.
Чтобы уберечь себя от неприятностей, связанных с налоговыми проверками, целесообразно обратиться за помощью в компанию, имеющую положительную репутацию и большой опыт в этой сфере. При возникновении судебных разногласий с ФНС обычно сторона бизнеса уступает, поэтому предпринимателям стоит серьезно отнестись к своевременной оценке своих налоговых рисков и подготовке к проверкам. В случае выявления нарушений по результатам выездной проверки у компании может возникнуть уголовное дело или налоговый орган может инициировать процедуру ее банкротства. Владелец или руководитель компании может оказаться привлеченным к субсидиарной ответственности.
Руководитель налоговой практики компании «КСК ГРУПП», кандидат юридических наук Роман Шишкин, дал советы по подготовке организации к налоговой проверке. В случае, когда камеральная налоговая проверка превращается в выездную, подготовка документов является важной задачей для представителей организации. Инспекторы стремятся доказать нарушения со стороны компании, поэтому необходимо подготовить документы и сотрудников таким образом, чтобы компания смогла отстоять свою правоту на этапе досудебных разбирательств или в суде. Стоит отметить, что на уведомление о предстоящей проверке не всегда хватает времени, поскольку инспекция не предупреждает о дате прибытия.
Существует возможность предупредить всех постоянных контрагентов о налоговой проверке, чтобы они могли подготовить необходимые документы для подтверждения сделок. Важно проверить реквизиты, печати, подписи, даты, чтобы документы были соответствующими с обеих сторон.
Если выездная налоговая проверка все же состоится, то компания может оказаться в трудной ситуации. Кроме того, не всегда возможно положиться на сотрудников компании или успеть самостоятельно изучить все нововведения в налоговое законодательство в короткий срок. В таких случаях всегда можно обратиться к независимому специалисту в области аудита или привлечь экспертов, чтобы оспорить решение ФНС о доначислениях.
Компанию «КСК ГРУПП» уже не раз приходилось заниматься оспариванием налоговых доначислений. Один из эпизодов связан с компанией-поставщиком угля. В процессе выездной налоговой проверки инспекторы подвергли под сомнение реальность сделок с одним из контрагентов. Специалисты ФНС установили, что компания не совершала поставки угля, и указали в актах, что у контрагента не было сотрудников, транспорта и складов, а значит такая фирма не могла осуществлять поставки. В результате доначисления в размере 10 млн рублей, в том числе пени и штрафы, были выставлены компании. Поставщик угля, пытавшийся самостоятельно оспорить акт проверки в налоговом органе, не смог добиться успеха. Однако юристы «КСК ГРУПП» вместе с клиентом смогли доказать в Верховном суде РФ, что сделки не были фиктивными.
Офис юридических и консалтинговых компаний, которые специализируются на аудите, в топовых рейтингах в РФ. «КСК ГРУПП» ежегодно доказывает свой профессионализм, занимая лидирующие места. Главная цель компании заключается в том, чтобы клиенты получили не просто совет, а решение своей задачи с просчитанным экономическим эффектом.
Фото: freepik.com