Какой банкомат лучше купить?
Спрос на банкоматы в России продолжает расти, так как многие граждане страны предпочитают наличные деньги. Вместе с тем, с насыщением отечественного рынка продукцией разных компаний-производителей, на сайтах все чаще обсуждаются недостатки и достоинства разных банкоматов. Как выбрать идеальное устройство среди множества предложений на рынке и на что следует смотреть при выборе?
Согласно докладу «Глобальный рынок банкоматов и прогноз до 2017 года» международной консалтинговой компании RBR, Россия является лидером в Европе по количеству установленных банкоматов. Три четверти из всех новых банкоматов в Европе устанавливаются именно в России. Компания RBR занимается исследованиями и автоматизацией банковской деятельности и прогнозирует рост продаж банкоматов в России в ближайшие пять лет.
Данные о количестве банкоматов в сети доступны в рейтингах банков, которые составляют издания RBC и Forbes. Там публикуются данные не только о абсолютном количестве банкоматов, но и о числе терминалов на одного клиента, а также о количестве устройств, позволяющих сдавать деньги наличными.
Банки могут включать в свой уставный капитал банковское оборудование, что также стало дополнительным фактором роста спроса на банкоматы. Такая практика повышает капитализацию банков и расширяет их возможности в банковском секторе.
В 2010 году журнал Forbes провел исследование, с целью выяснения количества банкоматов в расчете на каждого клиента банка, имеющего карточный счет. Рейтинг банков по уровню развития банкоматной сети составлялся именно на основе этого показателя, а не на основе абсолютного количества терминалов.
Хотя Сбербанк России занимал лидирующие позиции среди банков по количеству терминалов, он опустился на 13-е место в данном рейтинге. Это указало на то, что банк будет продолжать наращивать свою сеть терминалов. Некоторые другие лидеры включая ВТБ24 и Росбанк продолжали активно расти, но рейтинг других банков существенно изменился за счет отзыва лицензий у некоторых из них.
По данным РБК, на первое полугодие 2013 года, Рейтинг банков, занимающих лидирующие позиции по количеству собственных банкоматов по России, подтверждал тенденцию кредитных учреждений к увеличению инфраструктуры за счет банкоматов. Банки стремились к сбалансированной нагрузке на терминалы, не превышающей 1000 клиентов на один.
Столичный рейтинг банков, основанный на владении сетью собственных банкоматов в Москве, помимо традиционных лидеров включал «новые лица» такие как Кредит Европа Банк и ТрансКредитБанк. Ряд банков объединял свои банкоматные сети для увеличения доступности терминалов для клиентов и снижения расходов на увеличение сети самообслуживания. Например, МДМ Банк и Промсвязьбанк образовали единую сеть из порядка 3000 банкоматов.
Согласно РБК, на 2010 году в России работало около 91 000 банкоматов, принадлежащих 103 банкам, а с 2011 по 2012 год рынок вырос на 16%. На сегодняшний день, эта цифра превышает 110-120 тыс. терминалов самообслуживания в рамках крупнейших банков РФ.
Как расширение сети банкоматов влияет на финансовые показатели и качество обслуживания клиентов?
Во-первых, эксперты рекомендуют один банкомат на 1000 клиентов кредитной организации. Это связано с тем, что перегрузка терминалов приводит к частым сбоям и простою из-за несвоевременной инкассации.
Во-вторых, недостаток банкоматов с функцией cash-in и cash recycling, а также их недоступность круглосуточно, могут привести к задержкам платежей и созданию недостоверной статистики по платежеспособности клиентов. Это особенно актуально для клиентов, которые не могут посетить терминалы во время работы банковских филиалов.
Кроме того, развертывание полноценной сети банкоматов территории страны может занять до 5 лет, в то время как киоски самообслуживания могут быть установлены значительно быстрее. Развитая сеть терминалов стимулирует рост клиентской базы и увеличивает доход за счет комиссионных и конвертации.
Наиболее эффективными оказались дорогие многофункциональные банкоматы с удобным меню. Это связано с уменьшением транзакционных издержек на обмен валюты и пополнение счета, а также с увеличением дохода за счет комиссионных и конвертации. Более дорогие модели также обычно используют более надежные комплектующие и реже выходят из строя.
Наконец, для того, чтобы банкомат приносил прибыль, необходимо выбрать правильное место для установки. Необходимо учесть не только количество людей, проходящих мимо, но и удобный доступ к терминалу круглосуточно. Это особенно важно для клиентов, у которых нет возможности использовать банкоматы во время работы банка.
Популярные производители банкоматов: обзор лидеров мирового рынка
Сегодня на рынке банкоматов лидерами являются международные компании, которые производят и продажают их по всему миру. Среди них можно выделить четыре самых популярных производителя - это NCR, Wincor Nixdorf, Diebold Incorporated и Nautilus Hyosung.
Давайте рассмотрим каждого из них подробнее.
Компания NCR является одним из лидеров на рынке производства банковского оборудования. За последние два десятилетия она поставила больше оборудования, чем ее конкуренты. Компания начала свою деятельность в 1884 году в США, а в России открыла свое представительство в 1993 году. За это время на сервисное обслуживание было поставлено 30 000 терминалов.
Клиентами NCR на территории постсоветского пространства стали 80 крупнейших банков, в том числе все, входящие в топ-10 рейтинга РБК. Сегодня компания производит две основные серии банкоматов - Personas (5-го поколения) и SelfServ (6-го поколения).
Компания Wincor Nixdorf была основана в 1952 году под названием Nixdorf Computer AG. В 1990 году она была приобретена компанией Siemens AG, а в 1999 году была реорганизована в подразделение Siemens Nixdorf Retail. Затем компания была продана венчурным фондам «Голдман Сакс» и «Кельберг Кравис Робертс», и в дальнейшем стала самостоятельной компанией с филиальной сетью в более чем 110 странах мира. В 2004 году Wincor Nixdorf провела IPO на Франкфуртской бирже, тем самым став открытым акционерным обществом.
Компания вышла на российский рынок в конце 1990-х годов и быстро стала лидером в продаже банкоматов, которые представлены 4-мя линейками в зависимости от их функциональности: CINEO, ProCash, ProPrint, ProConsult. Сегодня Wincor Nixdorf является 2-й компанией в Европе и мире по продаже банкоматов. Банкоматы Wincor Nixdorf довольно популярны среди российских банков.
Американская компания Diebold Incorporated была основана в 1859 году. С 1967 года компания начала выпускать банкоматы. В 1998 году Diebold Incorporated вышла на российский рынок банкоматов. Сегодня Diebold обслуживает около 17 000 банкоматов в России, которые были поставлены из США.
В 1991 году первым банкоматом в России стал банкомат Diebold, установленный в банке "Столичный". Первый терминал фирмы Diebold из серии Opteva был установлен в России в 2003 году. Через год Мастер-Банк установил первый полнофункциональный банкомат Diebold. С 2009 года Diebold поставляет свои банкоматы крупнейшему банку в мире — Ситибанку.
Diebold имеет представительства в Новосибирске, Самаре, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Компания поставляет в кредитные организации России и всего постсоветского пространства банкоматы, такие как cash-out, cash-in, coin dispense и замкнутого цикла cash-recycling, которые представлены единым модульным рядом Opteva.
Корпорация Hyosung из Южной Кореи за более чем 50 лет своей истории достигла великих успехов в производстве и поставке банковского оборудования, заметно выделяясь среди конкурентов. По данным на сегодняшний день, она является лидером отрасли в своей стране и занимает 4-е место в масштабах всего мира. На пути к успеху компания прошла через выделение из ее структуры в 1979 году специализированного подразделения Nautilus Hyosung, которое в итоге выросло в самостоятельную компанию. Продукция Nautilus Hyosung, в частности банкоматы, произведенные компанией, имеют инновационный дизайн и отличаются широким потенциалом для модернизации, предоставляя высокую функциональность своим пользователям. Ежегодно выпускается более 48 000 банкоматов этой марки.
Эксперты прогнозируют, что банкоматы будущего будут эволюционировать в нескольких направлениях, чтобы улучшить пользовательский опыт и защитить клиентов от мошеннических действий.
Одно из главных направлений - это увеличение безопасности. Банки будут использовать специальные материалы, которые не нагреваются при касании, чтобы предотвратить неправомерное получение PIN-кода. Кроме того, они будут снабжены дополнительными средствами защиты от силовых воздействий и других негативных факторов.
Идентификация клиента без использования физического контакта - это еще одно важное направление будущего. Карты и другие устройства с функцией NFC-сканера позволят идентифицировать клиента по отпечатку пальцев и сетчатке глаза.
Технологии замкнутого цикла (cash-recycling) позволят совмещать функции банкомата и банковской кассы, что обеспечит мультифункциональность терминала. Кроме того, банкоматы будут работать с облачными технологиями, которые позволят оперировать без встроенного компьютера.
В завершение, интерфейс банкоматов будет улучшен до такой степени, что клиенты смогут настроить его согласно своим предпочтениям.
В целом, будущий банкомат - это быстрый терминал с высочайшим уровнем безопасности и отказоустойчивым программным и аппаратным обеспечением, который сможет предложить все банковские услуги в одном месте.
Фото: freepik.com