Раннее развитие детей дошкольного возраста: что важно знать?

Раннее развитие детей дошкольного возраста: что важно знать?

В наше время бабушки и дедушки часто берут на себя опеку над своими внуками и внучками, родители же ищут способы сокращения расходов на дошкольное образование. Однако, стоит задаться вопросом, действительно ли необходимы в этом возрасте развивающие занятия, детские центры и различные методики, направленные на развитие ребенка дошкольного возраста? Давайте вместе разберемся.

Роль раннего развития ребенка дошкольного возраста считается крайне важной для психологов. Они утверждают, что самым важным элементом этого развития является ролевая игра. В этом возрасте дети тщательно воспроизводят модели поведения взрослых членов своей семьи и быт. По мере взросления, дети открывают для себя человеческие отношения, различные виды деятельности и узнают о разных общественных функциях.

Еще одной характерной особенностью развития младших дошкольников является то, что они начинают использовать "отвлеченное" мышление, отделившееся от непосредственного опыта. Четырехлетний ребенок совершает переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, который как правило происходит к концу младшего дошкольного возраста, к четырем годам.

Для речевого развития детей дошкольного возраста, рассуждение, пересказ и фантазирование являются очень полезными. Чтобы помочь ребенку развиваться, родители должны общаться с ним как можно больше.

Четырехлетние дети могут запоминать произвольно, но большая часть фактов и понятий запоминается непроизвольно. К пяти годам дети будут способны к "сознательному запоминанию", то есть сможет выучить стихотворение к празднику по просьбе взрослых, но для этого нужно, чтобы они полностью понимали, что они заучивают и развивали свою смысловую память.

Очень важно, чтобы ребенок не получал готовые решения, знания и умения, а обладал потребностью в новых знаниях, самостоятельном определении путей их получения, умел оценивать и делать выводы. Развитие детской предметной деятельности является первым шагом в освоении материальной культуры. Дети первоначально оперируют предметами, подражают действиям в реальности, а затем научатся действовать самостоятельно и разыгрывать сюжеты. Цель таких "сценок" заключается в отражении отношений между другими людьми, так, как их видит ребенок. Однако, чтобы развить свое мышление и воображение в играх, необходимо пройти все этапы развития предметной деятельности.

Родители могут вести разговоры со своими детьми о том, что они делают, например, если ребенок катает машинку, вы можете спросить, куда она едет, и что строят на стройке. Если ребенок еще мал, и не говорит, родители все равно должны говорить с ним о том, чем он занимается в данный момент.

Организация занятий с детьми – это не только возможность занять их, но и способ обогатить их жизнь и получить взаимное удовольствие. Также это стимулирует развитие их способностей. Дети дошкольного возраста обычно занимаются изобразительной и конструктивной деятельностью.

Интересным феноменом является то, что в младшем дошкольном возрасте ребенок не оценивает свои рисунки, а только к старшему дошкольному возрасту начинает ценить их. Однако, при раскрашивании, нужно уделить внимание тому, чтобы не было слишком много промахов и неправильных цветов. Но не следует подсказывать детям, какой цвет выбрать, таким образом они могут самовыражаться.

Также можно предложить детям вымыслить историю, связанную с их рисунком. Например, если девочка нарисовала другую девочку, можно попросить ее рассказать о ней, где она живет и так далее. Подобным образом можно развивать их фантазию, а также логическое мышление.

Помимо изобразительной деятельности, конструктивная деятельность включает лепку из глины или пластилина, строительство из кубиков или конструктора. Это помогает развить творческий подход, пространственное мышление и умение воплощать свои идеи в реальность.

Также важно заниматься музыкой. Детское музыкальное восприятие часто недооценивается при домашнем воспитании, особенно если родители не музыкальны. Однако, можно выбрать подходящие фрагменты музыкальных произведений и слушать их вместе с ребенком. Обсудить прослушанное можно позднее, но стоит помнить, что подобные вопросы типа «А помнишь, там сначала как будто птичка пела, а потом медведь прошел, да?» понятны только детям старше 5-6 лет.

Наконец, старшему дошкольному возрасту свойственно стремление к практическому мышлению. Мальчики, например, учатся пользоваться инструментами, а девочки могут мыть посуду или полоть грядки. Такие занятия могут помочь детям изучать мир вокруг себя и открывать для себя новые умения и навыки.

Развитие ребенка в домашних условиях

Многие мамы понимают, насколько сложно устроено воспитание ребенка в муниципальном (бесплатном) детском саду, и они откладывают выход на работу, чтобы заниматься своими детьми. К сожалению, принимая такое решение, они не всегда получают должное признание. В то время как мамы могут иметь минимальный опыт в воспитании ребенка, что приводит к ошибкам, которые потом бывает сложно исправить.

Домашнее воспитание – это важная задача для многих родителей. Они понимают, что любовь и забота не всегда достаточно для развития ребенка. Однако, если мать остается с ребенком дома, то ее часто охватывает чувство безысходности, особенно если ребенок не подчиняется ее требованиям. В результате многие мамы прибегают к наказаниям и запугиванию, что может привести к деформации личности ребенка.

Профессиональные воспитатели, детские психологи и педагоги считают, что успех в семейном воспитании гарантирован, если вы знаете, что надо воспитывать у детей, и умеете применять это знание. Кроме того, лучшие взаимоотношения между родителями и детьми складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Это означает, что ребенок должен быть направлен последовательно, но гибко:

  • Всегда объясняйте мотивы своих требований к ребенку.
  • В ребенке ценится как самостоятельность, так и послушание.
  • Прислушивайтесь к мнению ребенка, но не ориентируйтесь исключительно на его желания.

Если вы лично не готовы отдавать предпочтение профессиональной деятельности вместо любительской, то существует альтернатива – центр раннего развития, который поможет раскрыть потенциал вашего ребенка. Не стоит забывать, что воспитание – это ответственность, требующая соответствующего уровня квалификации.

Нарастающее количество родителей обращаются к дошкольным центрам развития для повышения качества образования своих детей. Однако, как из всех существующих центров выбрать тот единственный, который будет наиболее выгоден для воспитания ребенка? Чтобы выбрать лучший вариант, следует знать основные принципы таких центров.

Монтессори-центр, например, известен следующими качествами и навыками, которые помогут вашему ребенку:

  • мотивация к обучению,
  • способность сосредотачиваться на задаче,
  • самостоятельность,
  • ответственность,
  • приученность к дисциплине.

Все это достигается благодаря правильно организованной обучающей среде, в которой есть материалы, разделенные на зоны:

  1. зона развития моторики;
  2. зона развития сенсорных ощущений;
  3. зона развития речи;
  4. зона развития творческих способностей;
  5. зона развития практических навыков самостоятельности.

Это побуждает ребенка к саморазвитию, исключая какое-либо авторитарное давление на формирующуюся личность и приветствуя свободное, самостоятельное, активное самовыражение.

В случае, если вы отдали предпочтение системе Вальдорфа, то вашему ребенку будет предоставлен интеллектуальный и художественно-практический опыт.

Методика Никитиных является классикой отечественной системы воспитания. А если вы выберете детский сад, который работает по этой методике, то ваш ребенок получит:

  • решительность,
  • логическое мышление (в программе множество логических игр и головоломок),
  • закалку (в программу включены физические упражнения на подготовку организма к экстремальному холоду).

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *